Карнакский Храм
Древним египтянам Карнак был известен Ипет Сут - «прекраснейшее из мест», и даже в руинах он остается великолепным. Возможно, самый большой храмовый комплекс из когда-либо возведенных, он строился разнымии фараонами в течение более 1500 лет, и в результате собрание его святилищ, павильонов, пилонов и обелисков образовало колоссальный каменный музей под открытым небом.
В эпоху расцвета Нового Царства (1550—1069 до н.э.) Фивы были всемогущей столицей Египта, а Карнак — ее сердцем. Больше, чем место поклонения богам, он был и царской резиденцией, центром администрации, богатейшей сокровищницей, а также «замковым камнем» экономики, владея обширными землями и используя десятки тысяч работников.
Карнак состоял из трех основных комплексов. В центре располагался храмовый комплекс Амона, — с большим храмом Амона и его огромной священной баркой. Это был центр поклонения фиванской триаде — Амону, Мут и Хонсу. К югу располагался храмовый комплекс Мут, который соединялся с главным храмом аллеей бараноголовых сфинксов. На севере находился храмовый комплекс Монту - древнего фиванского бога-сокола.
Большая часть Карнака - работа правителей Нового царства - царицы Хатшепсут, и фараонов Тутмоса III, Сети I и Рамсеса II, однако древнейшее святилище Большого Храма Амона было построено еще в Среднем царстве (около 1900 до н.э.). Начав от этой середины, последующие фараоны расширили храм вплоть до первого пилона (нынешнего внушительного входа на территорию храмового комплекса), возведенного около 370 до н.э. Впоследствии свою лепту в изменение облика храма внесли Птолемеи, римляне и ранние христиане.
С той поры, как египтология стала наукой, Карнак был объектом многочисленных экспедиции. Множество проектов по его исследованию разрабатываются и по сей день. В Карнаке были сделаны важнейшие находки, включая обнаруженную в 1903 году замечательную царскую скульптуру, однако сегодня усилия археологов в основном сконцентрированы на консервации и систематической реставрации уцелевших на своем историческом месте монументов.
Храмовый комплекс Амона
Для большинства туристов храм Амона и есть Карнак. Даже без соседствующих храмов, посвященных Мут и Монту, он по своему размеру превышает все другие в Египте. У храма сложный план, сочетающий две оси: с севера на юг и с востока на запад. Последняя ось — главная, и легче всего при осмотре храма следовать именно ей. Если, добравшись до дальнего конца оси, вы не слишком устанете, можете вернуться назад и, миновав священное озеро, продолжить осмотр в направлении с севера на юг.
Некогда храм Амона и Нил соединялись каналом, по которому проплывали священные ладьи.
Рамсес II построил рядом с каналом причал, и именно от того причала — дополненного процессиональной аллей бараноголовых сфинксов, между передними лапами которых стояли царские статуи, — открывается количественный вид на первый пилон и вход.
Массивный первый пилон остался недостроенным, что можно видеть по разной высоте двух его частей. Подойдя к воротам вплотную, вы можете разглядеть на их правой стороне надпись, оставленную наполеоновской экспедицией. За пилоном открывается Большой двор храма Амона, похожий на склад древностей.
Слева располагается святилище Сети II, состоящее из трех маленьких святилищ священных барок Амона, Мут и Хонсу.
Напротив святилища находится сфинкс Тутанхамона.
Направо — небольшой храм Рамсеса III (это миниатюрная версия его храма в Мединет-Абу). Он древнее самого двора, и потому как бы «прорезывается» сквозь его стену. В центре двора стоит одинокая папирусо-подобная колонна — все, что осталось от павильона, построенного Тахаркой, нубийским фараоном из XXV династии. Он правил более чем на шестьсот лет позже Рамсеса II, колоссальная статуя которого из розового гранита предваряет второй пилон.
Сам Рамсес II на самом деле этого пилона не строил (предполагают, что его строителем был Хоремхеб), однако он имел обыкновение добавлять свой картуш и придавать свои черты монументам предшественников. Подойдя ко второму пилону, сделайте паузу и наберите побольше воздуха: пройдя эти врата, вы попадете в ошеломляюще великолепный Большой гипостильный зал.
Назвать его, по примеру многих путеводителей, «лесом колонн» значит не сказать о нем ничего. Деревья редко вырастают такими огромными и гипнотически одинаковыми. Вряд ли найдется другое творение рук человеческих (древнее или современное), которое так сильно наполняло бы человека ощущением его смертности.
Немного цифр: в зале 134 колонны примерно 15-метровой высоты, за исключением двенадцати центральных, каждая из которых насчитывает в высоту 21 м. Лишь шесть человек, взявшись за руки могут обхватить одну колонну, к целых пятьдесят человек способны без труда разместиться на ее вершине. Изначально колонны поддерживали кровлю, так что весь зал был закрыт и скупо освещался лучами света, проникающими сквозь маленькие отверстия наверху. Между колоннами могли стоять статуи фараонов.
Из зала вы выйдете через третий пилон, возведенный Аменхотепом III (правил 1390—1352 до н.э.), фараоном-строителем Луксорского храма. За ним находится узкий двор, протянувшийся по оси север-юг. Некогда в этом дворе возвышались четыре обелиска, воздвигнутые Тутмосами I и III: из них остался стоять лишь один, три другие лежат в руинах. Далее к востоку по основной оси находится построенный Тутмосом I (правил 1504—1492 до н.э.) четвертый пилон, который служит входом в древнейшую часть храма. Сразу за ним — небольшой гипостильный зал, в котором позднее были воздвигнуты обелиски Хатшепсут. Ныне стоит лишь один из них (второй же лежит около положенного неподалеку священного озера).
Это самый высокий в Египте обелиск, в нем около 30 м. Вырезанный из целого куска гранита, обелиск выглядит состоящим из двух камней разного цвета.
Дальше по оси восток—запад храм разрушен сильнее. Немногое сохранилось от расположенных близко друг к другу пятого и шестого пилонов; сразу за ними открывается маленький двор с двумя гранитными колоннами, на которых вырезаны эмблемы Верхнего и Нижнего Египта (лилия и папирус соответственно). Прямоугольное строение впереди — святилище барки, в котором сохранился постамент для барки Амона. Священные барки были большими моделями ладей, на которых боги путешествовали по небу. Во время праздничных процессий, в том числе в праздник Опет, жрецы носили их на плечах, установив на шесты. Внутренние стены святилища покрыты изображениями жертвоприношений, а внешние (частично сохранившие изначальную раскраску) — праздничных сцен.
За святилищем барки помещается Юбилейный храм Тутмоса III, построенный фараоном для своего увековечения. Интересно, что по периметру храма размещены квадратные в сечении столбы, а в центре — круглые, расширяющиеся кверху колонны.
Храмовый комплекс Мут
Ось север — юг практически совпадает с процессиональной дорогой, соединяющей различные храмы Карнака.
Первый двор известен как Двор клада, по тому что в начале XX века здесь в глубокой яме было найдено почти девятьсот каменных статуй и статуэток. Предполагают, что этим статуям просто не хватило места для размещения их в храме. Поскольку избавляться от статуй, в силу их священного характера, жрецы не могли, было решено спрятать их под землей. Так статуи, невидимые для посетителя, остались в пределах храма. (Аналогичный клад был найден и во дворе Луксорского храма.) Несколько карнакских статуй сейчас стоят в южной части двора у пилона — первого из тех четырех, от которых аллея сфинксов ведет к сильно разрушенному храму Мут.
Центр храма Мут составляют руины самого храма, построенного Аменхотепом III и частично охваченного еще одним священным озером.
Вокруг центральной части храма располагаются гранитные статуи воительницы Сехмет.
Возвращаясь из храма Мут обратно в главный храм Амона, слева вы увидите монументальные, покрытые рельефами врата с крылатым Солнцем на изогнутом карнизе. Они ни принадлежат храму Хонсу и отмечают собой начало аллеи Сфинксов, которая соединяла Карнак и Луксорский храм в 2,5 км к югу.